Форум » » Испытание Благодатным огнём » Ответить

Испытание Благодатным огнём

С.Кузнецов@Фристайл: http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/vopros---otvet/65830 Испытание Благодатным огнем Я бывший совслужащий, ныне пенсионер. Но именно потому, что я обыкновенный рядовой человек, надеюсь на публикацию своего письма. Теперь по существу. Более 2 млрд. людей считают себя христианами. Но разве это хорошо, когда одна их часть при ярких иллюминациях радуется, отмечая Рождество, а другая часть в это время постится, ибо по календарю веселиться еще рано? И как примириться с тем, что в яркое апрельское воскресенье, когда земля уже пробудилась от зимней спячки, одни христиане с просветленными лицами идут домой из костелов, а я не отвечаю на их приветствие «Христос воскрес!», потому что я отношу себя к православным, для которых этот светлый праздник еще не наступил? Как вы — духовные пастыри различных церквей, профессора-богословы миритесь с этим и не ищете способов объединения, чтобы христианские праздники отмечались во всех странах в одни и те же дни! Проповеди церковных наставников должны быть направлены на поиск способов единения. Один из них, на мой взгляд, это год, когда день Пасхи совпадает для всех христиан планеты. Может, начать с него? Петр САВИЦКИЙ, ст. Ярмолинцы Хмельницкой обл. Уважаемый Петр, чтобы ответить на ваши вопросы, давайте вспомним историю появления календарей, которыми мы пользуемся сегодня. Как известно, Земля совершает оборот вокруг Солнца не за целое число суток. Приблизительно — за 365,25. Но ритмы жизни человека и деятельности общества все же строятся на целых величинах. Чтобы устранить это противоречие, Юлий Цезарь ввел в 46 г. до н. э. летоисчисление, где дроби после числа 365 «съедались» раз в 4 года лишним февральским днем. Юлианским календарем постепенно стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Начинался он с 1 января (в 40-х годах до н. э. в этот день бывало первое новолуние после зимнего солнцестояния — самого короткого дня в году). Нормально было как раз у Константина... В 325 г. на I Вселенском (Никейском) соборе, созванном римским императором Константином Великим, реформа его далекого предшественника была принята и христианской церковью. До того верующие в Иисуса пребывали в разных странах на подпольном положении и вынуждены были жить по местным календарям. И все же, поскольку 365,25 было числом приблизительным, за полторы тысячи лет новой эры «набежало» 10 лишних дней. «Уточнить» солнечный год взялся в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII. Однако, как оказалось, астрономы, состоящие при Ватикане, показали себя менее компетентными, чем их далекие предшественники, консультировавшие императоров. Если александрийский метафизик Созиген предложил кесарю пользоваться т. н. звездным годом, то советники «наместника Бога на Земле» — т. н. тропическим. Продолжительность первого — в 365,2564 суток — равна периоду видимого годичного оборота Солнца по небесной сфере относительно неподвижных звезд. Длина второго — в 365,2422 суток — определяется временем между двумя прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Изменения в годовой продолжительности звездного календаря за 100 лет в сутках составляют +0,11x10-6. Тропический же «отстает» на 6,16x10-6 суток. Проще говоря, по этому показателю юлианский календарь в шесть раз точнее григорианского Если сравнить юлианский и григорианский календари с сидерическим (истинным звездным годом), то окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038% соответственно. То есть, у юлианского погрешность в два раза меньше! Неслучайно и сегодня для ряда расчетов астрономы применяют «старый стиль», а в международных ежегодниках счет дней приводят по JD (юлианским дням). Также юлианским летоисчислением пользуются и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени. И все же слабо верится, что астрономы XVI в. не знали того, что уже рассчитали звездочеты I в. до н. э. Видимо, были у папы и другие причины введения нового летоисчисления. Одну из них он открыл. По юлианскому месяцеслову Пасха неминуемо сдвигалась в сторону лета. Таким образом, через пару тысяч лет она переставала быть весенним праздником. А то, что она по смыслу — весеннее торжество, подчеркивалось в определении I Вселенского собора. Но, как писал известный культуролог Владимир Махнач, «если бы Рим не был бы столь авторитарен.., то догадался бы, что Пасха для христиан южного полушария — осенний праздник». Во многом именно из-за авторитаристской подоплеки нововведения в некатолическом мире оно приживалось со скрипом. Протестанты противились григорианскому календарю до конца XVII в. и приняли его в XVIII в., унифицируясь в романо-германской Европе. Что же касается православных стран, то, как пишет Махнач, «по Восточной Европе прокатилась полоса революций, а все революционеры были западниками. Каждый раз, когда они дорывались до власти, то навязывали календарь нового стиля. Там, где революция в собственном виде не произошла, как в Греции, все равно местные радикалы выкручивали руки властям до тех пор, пока государственным календарем не стал новостильный». К началу XX в. и в России был приурочен опрос авторитетнейших математиков, астрономов, историков и богословов на предмет введения нового стиля. Практически все они выступили против. А член-корреспондент Императорской Академии наук историк Василий Болотов даже написал в послесловии к своему развернутому отзыву, что видит особую историческую роль России в хранении юлианского календаря до тех пор, пока и все остальные страны не убедятся в бессмысленности григорианского и не вернутся к «старому стилю». ...«отличился» же Григорий И все же, как вы, Петр, верно утверждаете, для христиан главное — единение. А ради этого можно и пренебречь всеми доводами небесных светил, и уж тем более — пожертвовать и малосущественными для обычных людей (т. е. не астрономов и не специалистов по древним цивилизациям) временными погрешностями. Но, как вы знаете, есть для верующих вещи гораздо более существенные, нежели компромиссы. Это святыни. Среди величайших из них — чудо Благодатного огня, ежегодно происходящее в Иерусалимском храме Гроба Господня в предпасхальную субботу. Но исключительно по «старому стилю». В пещере, где был погребен Иисус, «самовозгорается» пучок из 33 свечей. Люди, находящиеся снаружи, иногда замечают при этом что-то наподобие электрических разрядов, стекающихся к Кувуклии (часовенке, выстроенной вокруг пещеры). Перед этим Кувуклию осматривает полиция — в ней не должно быть ничего, что бы позволило добыть огонь. Через час к пещере Гроба Господня подходит процессия во главе с православным патриархом (как правило, Иерусалимским). Патриарха раздевают до подрясника, и арабы-полицейские обыскивают его на наличие воспламеняющихся предметов. Когда патриарха впускают внутрь, двери за ним запечатывают воском. В храме выключается свет и наступает напряженная тишина. Присутствующие молятся, исповедуют свои грехи и просят Господа даровать Благодатный огонь (существует поверье, согласно которому, в тот год, когда Благодатный огонь не появится, начнется конец света). В 1101 г., когда в завоеванном крестоносцами Иерусалиме латинский патриарх Даймберт изгнал православных из Храма Гроба Господня, чуда сошествия Огня не произошло. «Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав», — писал английский историк Средневековья Стивен Рансимен в монографии The Eastern Schism: A Study of the Papacy and the Eastern Churches in XIth and XIIth Centuries, — в Храм был срочно вызван православный иерарх и огонь возгорелся». Еще раньше, по свидетельству величайшего энциклопедиста Аль-Бируни (973 — 1048): «... Иерусалимский наместник приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь, что лампады не загорятся и чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась». В 1579 г. священники армянской церкви подкупили султана Мурата Правдивого с тем, чтобы позволить им принять Благодатный огонь без православного патриарха. Православные не были допущены в храм и служили на улице. Армянский патриарх молился в Кувуклии около суток (обычно ожидание огня длится от пяти минут до пары часов), пока с неба не ударила молния во внешнюю колонну храма, где стоял Иерусалимский патриарх Софроний IV. Колонна раскололась, и в ее расщелине вспыхнул огонь. По преданию, турецкий солдат, увидев происходящее, воскликнул: «Единственная вера — православная, я — христианин» и в экстазе спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако не разбился — по словам очевидцев, плиты под ногами аскера растопились, как восковые, запечатлев его следы. Эти отпечатки, как и рассеченную колонну у дверей храма, паломникам показывают и сегодня. С тех пор иерусалимское начальство постановило армянскому иерарху на пасхальной церемонии всегда следовать за православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного огня. Сегодня, пока православный патриарх молится в пещере Гроба о ниспослании огня, армянский патриарх остается в так называемом Приделе Ангела и следит за тем, чтобы православный патриарх не зажег огонь самостоятельно. Когда же пламя появляется, оба патриарха раздают его верующим. Людей в храме охватывает эйфория. Многие даже умываются Благодатным огнем — в первые 10—15 минут он совершенно не обжигает. При той массе народа, которая набивается в Храм Гроба, и при таком море огня, будь он обычный, пожара или ожогов не миновать. Так не в том ли основная причина введения отличного от восточной церкви календаря (а он, напомним, изначально предназначался лишь для «внутрикатолического» пользования), чтобы оградить «истинных верных римского престола» от чуда, «подвластного» лишь «схизматикам» (каковыми папы называли православных)? В 1238 г. папа Григорий IX высказал мнение о «распространенном неправильном понимании этого обряда», и с этого момента для широких кругов западных христиан Благодатный огонь как бы перестал существовать. А ведь до 1054 г. представители римской церкви, пребывающей тогда в единстве со Вселенским православием, не раз свидетельствовали о чуде Благодатного огня. Одно из первых западноевропейских упоминаний о нем содержится в записках блаженной Сильвии Аквитанской (IV в.). В IX в. латинский монах Бернард вспоминал о своем участии в службе «Святой субботы»: «по совершении службы поется «Господи, помилуй!» до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом». Да и папа Урбан II уже после Великого раскола, благословляя 1-й крестовый поход, проповедовал: «Поистине, в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог... Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих*, когда все огни погашены над Гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?» _______________________________ *Тогда католики жили еще по юлианскому календарю В фаворе у Небес Как видим, преемники Урбана II вполне определенно ответили на его вопрос. А в самом конце века прошлого иерусалимскому огню был придуман своего рода «заменитель» — огонь вифлеемский. Это пламя, зажженное от лампады в пещере, в которой Иисус не воскрес, а родился. Вертеп, вне всякого сомнения, священен. Но лампада зажжена в нем все же рукой человеческой. Самое же интересное, что доставляют вифлеемский огонь на Украину униаты.., празднующие Пасху по православному месяцеслову, а потому имеющие возможность полноценно радоваться схождению огня иерусалимского. Благодатный огонь — не единственное чудо, свидетельствующее в пользу юлианского календаря. Исключительно по «старому стилю» в праздник Преображения на горе Фавор каждый год появляется светящееся облако. Оно состоит из тысяч маленьких и бесшумных молний, похожих на те, которые зажигают Благодатный огонь. Иногда облако проносится со стороны Назарета, а иногда останавливается над православным храмом (сегодня у подножия Фавора и на ее склонах — множество монастырей разных конфессий). Указывая на связь между данными чудесными явлениями и православным календарем, духовник российских атомщиков, настоятель обнинского храма равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги о. Олег Чекрыгин говорит: «Можно со всей определенностью сказать, что мы живем по единому календарю с небесами. И если мы оторвемся от наших дат — разорвется сакральная связь земного и небесного. Вот и подумайте после этого, надо ли нам «догонять» западный мир»? И день схождения Благодатного огня, и Преображение привязаны к Пасхе. Так? может, в этом году, когда Воскресение вместе празднуют все христианине, кто-то, впервые узнав о чудесах «старого стиля», подумает о возвращении? Для начала — к юлианскому календарю. И не исключено, что так начнут исполняться ваши, уважаемый Петр, надежды на всехристианское единство. Дмитрий СКВОРЦОВ Данная статья вышла в выпуске №13 (504) 2 - 8 апреля 2010 г.

Ответов - 0



полная версия страницы